Нескончаемая череда катастроф - APR PRESS
В минувшую среду в Роскосмосе должны
были озвучить причину аварии ракеты-носителя (РН) «Союз-2.1а» с транспортным
грузовым кораблем (ТГК) «Прогресс М-27М». Странно, что этого не сделали раньше,
пишет «Независимое военное обозрение». «Пока никаких существенных версий нет,
это очень странно», – заявил журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин еще 30
апреля. Видимо, время потребовалось, чтобы разложить служебно-должностной
пасьянс. Дмитрий Рогозин заверил журналистов, что никаких кадровых решений до
получения окончательных выводов не будет. Впрочем, первый кандидат на вылет,
похоже, уже определен – это генеральный директор – генеральный конструктор
воронежского Конструкторского бюро химавтоматики
(КБХА) Владимир Рачук. Как сообщил источник в Роскосмосе, по одной из версий, причиной аварии мог стать
сбой в работе двигателя третьей ступени «Союза-2.1а», на которой стоит
жидкостный ракетный двигатель, разработанный и производимый в КБХА.
С недавних пор перед каждым запуском ракеты космического назначения страна
замирает в тревожном ожидании: долетит или нет. И волнения эти не беспочвенны.
2011 год. КА «Гео-ИК-2» и «Экспресс-АМ4» не выведены на расчетную орбиту. Из-за
отказа в работе двигателя третьей ступени РН «Союз-У» потерян ТГК «Прогресс М-12М», его обломки
упали в Горном Алтае. Потеряна межпланетная станция «Фобос-грунт»
из-за отказа в работе маршевого двигателя. Станция сгорела в плотных слоях
атмосферы, по заключению Роскосмоса, где-то над южной
частью Тихого океана, Южной Америкой или Западной Атлантикой. Опять же из-за
отказа в работе двигателя третьей ступени РН «Союз-2» потерян КА двойного
назначения «Меридиан», его обломки упали в Сибири.
2012 год. Из-за поломки аппаратуры разгонного блока (РБ) «Бриз-М» не выведены
на штатные орбиты два КА – российский «Экспресс-МД2» и индонезийский
«Телком-3». КА «Ямал-402» не удалось штатно вывести на геопереходную
орбиту из-за того, что разгонный блок «Бриз-М» отработал на четыре минуты
меньше положенного времени.
2013 год. Ракета «Протон-М» с тремя КА «Глонасс-М»
упала на космодроме Байконур на первой минуте старта. На грузовике «Прогресс
М-19М» не раскрылась антенна системы автоматического сближения и стыковки
«Курс» после того, как «Прогресс» отделился от третьей ступени ракеты-носителя
«Союз-У».
2014 год. Не выведены на расчетные орбиты российский
КА «Фотон-М4» и европейские спутники навигационной системы Galileo.
Ракета «Протон-М» с КА «Экспресс-АМ4Р» сгорела в плотных слоях атмосферы над
территорией Китая. Причина – разрушение подшипника в турбонасосном агрегате
рулевого двигателя третьей ступени ракеты.
Эти аварии наносят огромный вред международному имиджу страны, проложившей
дорогу в космос всему человечеству. А последняя
носит еще один важный смысловой подтекст. Объявлялось, что «Прогресс» должен
был доставить на Международную космическую станцию (МКС) копию Знамени Победы.
Однако почти сразу же Роскосмос опроверг это: мол,
знамя доставили на МКС раньше.
Каждый новый руководитель Роскосмоса после очередной
аварии заверяет: выводы сделаны, аварий больше не будет. Но они повторяются, а Роскосмос продолжает осваивать деньги налогоплательщиков.
«Сама матчасть (корабль с ракетой) стоила около 1,986
млрд руб., это совпадает со
стоимостью страховки», – оптимистично доложил на брифинге Игорь Комаров,
назначенный главой космического ведомства менее пяти месяцев назад, а ранее
возглавлявший Объединенную ракетно-космическую корпорацию, которая должна была,
по замыслу реформаторов отрасли, организовать работу предприятий. В отсутствии
научной организации, возможно, кроется главная причина всех космических
провалов.
Лимит доверия к официальным заявлениям уполномоченных представителей Роскосмоса находится на нуле. Если им верить, то 28 апреля
«в 10.18 мск «Прогресс М-27М» штатно отделился от
третьей ступени ракеты-носителя и вышел на околоземную орбиту». До сих пор
запуск «Прогресса» официально считают в Роскосмосе
«частично успешным». На брифинге 29 апреля Игорь Комаров прочитал по бумажке,
слегка запинаясь на незнакомых словах, о том, что случилось с «Прогрессом». А
дальше на вопросы журналистов, уже без бумажек, отвечали первый замруководителя агентства Александр Иванов и первый
заместитель генконструктора РКК «Энергия» Владимир Соловьев.
Комаров же молчал и, слушая вопросы журналистов, улыбался. И это тоже говорит
об уровне компетенции и понимании ситуации в отрасли, испытывающей глубокий
системный кризис.
Российская космонавтика не просто отстает от зарубежной,
но стремительно скатывается вниз. Под угрозой срыва проект создания тяжелой
ракеты для полета к Луне, не говоря уже о межорбитальном буксире на базе
ядерной энергетической установки с электрореактивным двигателем (ЭРД) в рамках
президентской программы модернизации и технологического развития экономики
России, утвержденной в 2009 году. На заседании Проблемного совета
№ 5А Научно-технического совета (НТС) по двигательным установкам РКТ в сентябре
2011 года отмечалось: «Необходимо создать двигатели новых схем, использующие нетрадиционные
способы ускорения плазмы и обеспечивающие высокое значение плотности тяги,
удельного импульса и ресурса». Но дальше слов дело не пошло. За пять лет
Исследовательский центр имени М.В. Келдыша так и не смог разработать ЭРД
мощностью свыше 1 МВт. Кстати, руководителю центра Анатолию Коротееву,
как и Владимиру Рачуку, летом исполнится 79 лет.
Корифеи и молодежь, а специалисты среднего, самого продуктивного возраста для
космонавтики потеряны, что наносит вред и обороне страны.
В эту пятницу, 15 мая, ракета «Союз-2.1а» должна была вывести в космос КА
«Кобальт-М». Источник в Минобороны заявил, если комиссия не сможет
установить точную причину катастрофы «Прогресса», то запуск не состоится. К
моменту подписания номера в печать редакции стало известно, что военное
ведомство отложило запуск на неопределенный срок.