История предприятия
История «Металлиста» и типична, и в то же время имеет свою особенность. Типична она потому, что этапы «биографии» завода были общими для многих предприятий, эвакуированных в военные годы из прифронтовой полосы в глубокий тыл. Особенность же рождения и становления «Металлиста» в том, что его основу составило не одно предприятие, как в большинстве случаев. Работники и оборудование десятков заводов из разных городов страны — Москвы, Тулы, Коврова, Винюково — вливались в новый коллектив, чтобы здесь, в Куйбышеве стать знаменитым «Металлистом».
Строительство и монтаж оборудования 2-го корпуса.
А начиналось все в донбасском городе Артемовске. Здесь в марте 1941 года развернулось строительство завода, которому был присвоен номер 525. Стены четырех корпусов уже были выведены под крышу, когда началась Великая Отечественная воина.
По решению правительства строительство завода в Артемовске было законсервировано. Весь личный состав строителей, автомобильный и гужевой транспорт, оборудование, металлоконструкции и дефицитные материалы — все было погружено в 4 железнодорожных эшелона и отправлено в Куйбышев.
Артемовские строители прибыли в наш город 10 июля 1941 г. Им пришлось осваивать площадку, где незадолго до этого началось сооружение машиностроительного завода (до сих пор этот район люди по привычке называют «Машстроем»).
Несколько бараков и недостроенных домов, уложенные под будущие корпуса фундаменты, которые пришлось взрывать, так как они не соответствовали проектам, и закладывать новые - вот все, что здесь было.
От Машстроя до старого Безымянского рынка тянулось чистое поле, а в сторону города, там, где сейчас пролегла ул. Гагарина, зеленели Черновские сады.
Бараки на ул. Промышленности.
Жить приехавшим было негде. Пришлось начинать с забот о жилье. В короткий срок вырос городок на 120 палаток. Здесь и поселились строители. Перед ними была поставлена ответственная задача: в сжатые сроки построить завод для выпуска оборонной техники.
Лето 1941 г. было сухое, жаркое. Пыль висела в воздухе, застилая небо. Трудно было даже дышать, но люди работали по 10 часов, а когда строительство развернулось широко - и по 12. О выходных днях в это время не вспоминали.
На самых срочных объектах работали круглосуточно, по несколько дней не оставляли рабочих мест. Никто не жаловался на трудности. Люди понимали, что работают для победы. Еще труднее стало, когда наступила осень. Пошли дожди. Вся территория Машстроя превратилась в сплошное месиво непролазной грязи. От проходной будущего завода до Нижнего поселка (там, где сейчас клуб «Заря») сделали из досок деревянные тротуары.
Строить надо было параллельно и завод, и поселок. Монтаж крыши и установка оборудования корпуса № 1 велись почти одновременно. Монтажники И. Зубков, С. Лавров, Л. Мазанов, М. Кочканов под руководством Н. Беляева устанавливали металлические фермы, бетонщики И. Костенко, А. Шаповал, Г. Гунин укладывали железобетонные плиты, заделывали цементом. Внизу под ними в корпусе работали люди, заливали бетонные полы, устанавливали станки. В любую минуту могла сорваться железобетонная плита. Но исключительная, осторожность, точный расчет, большое напряжение сил позволили завершить работу без осечек.
Зам. наркома Н. Д. Агеев, который сутками не уходил со стройки, распорядился, чтобы заработанные деньги к концу дня выдавали тут же, на крыше. Он сам подписывал ведомости, и больше для бухгалтерии не требовалось ничьей подписи.
Заводская территория.
Строительство корпуса для кузнечного цеха заканчивалось зимой, в сорокаградусный мороз. Арматурщики Н. Золотухин. А. Каторгин, бетонщики бригады И. Костенко устраивали фундаменты под батарейные молоты. Механизмов не было, все делалось вручную. Но люди отдавали все силы работе. Дело было настолько срочным, что гл. инженер строительства Л. Я. Абрамов 10 суток не покидал объекта. Из командного пункта у котлована он руководил всей стройкой.
Одновременно со строительством завода надо было заботиться и о жилье. Из прифронтовой полосы начали прибывать эшелоны с оборудованием и людьми Тульского завода, предприятий Винюкова, Коврова, Москвы.
Приближалась зима. Спешно были построены 54 большие двух-, трехъярусные землянки, строились бараки, шлакоблочные дома.
На месте нынешнего парка «Дружба» появился еще один палаточный городок. До глубокой зимы здесь жили бойцы строительных батальонов, присланных на помощь. Случались курьезы. Железные печки в палатках нещадно коптили. Утром стройбатовцы не узнавали друг друга: все были в саже и копоти. Вышли умываться, а в бочках вода промерзла. Да такой крепкий лед, что не пробьешь.
Ноябрь 1941 г. Зима уже вступила в свои права. На станцию Безымянка прибывает новое пополнение. На левую и правую сторону железнодорожного полотна выгружаются станки, ящики с приборами, инструментами. А рабочие и служащие уже торопятся завозить оборудование в недостроенные корпуса. Автокран «Январец» был единственным подъемным механизмом. Он в основном использовался на строительстве завода. Взявшись за веревки или стальные канаты, под команду: «Раз-два, взяли», - развозили оборудование по местам.
Новое место еще не было подготовлено. Только-только закончилось строительство первого корпуса, у второго возведены лишь стены. Эвакуированные оказались в тяжелейших условиях. Не было жилья, воды, света, дров. Рабочих распределяли по профессиям и цехам. Бытовые вопросы решались просто: комендант указывал землянку, где предстояло жить, выдавал чехол для матраса, одеяло. Привозили солому, делали постели. Землянки были переполнены, отапливались опилками. Расселяли прибывших и по школам, административным зданиям.
Главная страница заводской газеты
Враг подходил к Москве. Люди были полны решимости быстрее построить завод, запустить производство. На совещании у первого директора завода принято решение: немедленно организовать выпуск продукции для фронта. Был издан приказ: «Работать круглосуточно. Всему руководящему составу завода запрещается оставлять рабочие места без особого разрешения».
Особая задача была поставлена перед энергетиками. Им предстояло срочно обеспечить завод электроэнергией, теплом, в первую очередь - электроэнергией для пуска станков.
Ускоренными темпами шел монтаж трансформаторов, питающих кабелей, линий передач, распределительных пунктов и щитов. Работали в холодных корпусах, у разложенных костров или жаровен с зажженным коксом, ночью - при коптилках и факелах. В столовую электриков Г. Белкова, А. Бездельгина, В. Лебедева, Н. Царева, Г. Ковалевского и других директор завода водил строем. Их обслуживали без промедления, и они тут же строем возвращались на рабочие места. Все понимали, как дорога каждая потерянная минута.
Наконец был включен разъединитель на щите. Приборы показали: есть напряжение. Во втором, недостроенном, без крыши, корпусе рабочие ставили станки прямо на лед, подключали их и начинали работать.
В декабре 1941 г. завод № 525 выдал первую партию пулеметов «ДШК».
Оружие - фронту
Последняя проверка пулеметов перед отправкой.
Когда советские войска разгромили врага и, заняв Берлин, вошли в рейхсканцелярию, среди трофеев увидели странный предмет. Прибывшие для осмотра специалисты с удивлением обнаружили под стеклом авиапулемет «ШКАС» 7,62 мм и находящийся при нем приказ Гитлера, гласивший, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такое же мощное оружие для авиации Германии. Чего, как известно, фашистам добиться так и не удалось.
«ШКАС» делал 1800 -1900 выстрелов в минуту - сплошная нить летящего свинца. Этот пулемет был освоен еще в Туле. А когда Тульский оружейный завод был эвакуирован в Куйбышев, производство пулемета предстояло развернуть на заводе № 525.
Чуть больше месяца понадобилось заводчанам, чтобы пулеметы «ШКАС» уже самарской сборки начали поступать на фронт.
Такими же ускоренными темпами происходило освоение пулемета ДШК. Второго корпуса еще не было, только возводились стены. Люди ставили оборудование на лед и снег, разводили у каждого станка костры и так работали по 12 часов и больше.
В ноябре—декабре 1941 г. было выпущено 1836 единиц ДШК. Они получили высокую оценку в войсках. По просьбам военных моряков на основе ДШК завод освоил выпуск сначала морских турельных, а затем и тумбовых установок для малых кораблей. Советские моряки вели из них огонь по самолетам противника, по легко-бронированным морским и береговым целям.
Пулеметов требовалось все больше. Для увеличения выпуска продукции нужно было продолжать строительство завода и осуществлять ввод новых объектов - кузницы, литейного цеха и т.д. Очень быстро, в начале 1942 года, был пущен кузнечный цех, а до этого теплосиловой.
Паровоз-котельная.
Завод получил пар. Паровые молоты, абразивные прессы, нагревательные печи устанавливались в недостроенном здании без крыши. Первый полуторатонный молот заработал под брезентовой кровлей.
Дефицит тепловой энергии решался в первые дни особенным образом. Потребовалось немедленно дать тепло-энергию в хромировочное отделение первого корпуса. По указанию зам. наркома Н.Д. Агеева были выделены 2 паровоза. Они своим ходом прибыли на территорию завода и были подключены к тепловым сетям. Вся «теплоэнергетическая» операция проведена за сутки, и цех начал давать продукцию.
Таких проявлений смекалки, оперативности, самоотверженного отношения к работе было немало. Рождался новый трудолюбивый коллектив, главным богатством которого были люди.
Золотой фонд
В июне 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР группа рабочих и руководителей производства, особенно отличившихся на трудовом фронте, была награждена орденами и медалями.
Эта радостная весть быстро облетела все цеха. Работа пошла еще интенсивнее. К концу дня огромное число производственников выполнило сменные задания на 200-600 процентов.
Такие мальчишки собирали зенитки.
Значительную часть заводского коллектива в военные годы составляла молодежь. 14-15-летние подростки заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев и стали к станкам. Многие из них были так малы ростом, что не доставали рукояток и им делали специальные подставки.
В это время на заводе стали организовывать комсомольско-молодежные фронтовые бригады. Первая была создана в инструментальном цехе. В ее состав входили В. Яцук, И. Опенько, В. Мудрук, С. Оржаховский. По их примеру такие коллективы появились в каждом цехе, на каждом участке. Между ними развернулось соревнование. Его итоги регулярно подводились и широко освещались.
Особых успехов в соревновании добились члены фронтовых бригад Николая Казакова и Анатолия Неволина. Ребята выполняли норму на 400 процентов.
Инструментальный цех называли молодежным. 80 процентов коллектива составляли люди не старше 20 лет.
- Иной раз только придешь после 11-часовой смены к себе в землянку, - вспоминает В.3. Яцук, - только чуть согреешься и уснешь, а тебя будят. Смотришь, пришел начальник цеха или комсорг с просьбой поработать еще. Не хочется подниматься, тяжело, но кто-нибудь вскакивает и говорит: «Ребята, подъем!». И все, как один, снова в цехе. Работали столько, сколько нужно было...
Комсомольско-молодежные фронтовые бригады сыграли исключительно большую роль в выполнении заказов фронта.
В 1944 году, отвечая на запрос фронта увеличить выпуск ДШК, заводчане трудились под лозунгом «100 машин в смену!».
Люди и оборудование работали круглосуточно, напряженно - и задание было выполнено. В 1944 году с завода на фронт было отправлено 16910 пулеметов. Более чем в 12 раз за годы войны выросло и производство ШКАСов.
Подводя итоги пройденного пути, коллектив отмечал, что за 2 последних года войны завод 21 раз завоевывал места во всесоюзном социалистическом соревновании.
В борьбе за выполнение фронтовых заказов воспитывался коллектив. Утроилось число молодежных бригад. Десяткам лучших из них присвоено звание фронтовых. Это были бригады Биссиркина, Капитонова, Казаченко, Ветрова и других. Они приближали победу.
Победа
Орден Ленина.
«Во имя победы мы отдавали все силы упорному труду, - писал в те дни в многотиражной газете руководитель стахановской бригады Новиков. - Во имя победы переносили все тяготы военного времени.
И вот пришел этот день, день всеобщей радости и торжества.
Услышав по радио сообщение о капитуляции фашистской Германии, люди выбегали на улицу, передавали счастливую новость друзьям, соседям, обнимались, плакали.
Все спешили на завод, в родной коллектив, где проведено столько бессонных ночей, где столько пережито.
По случаю Великой Победы состоялся многолюдный заводской митинг. С вдохновением выступали на нем заводчане. В каждом их слове звучало торжество, радость, гордость за нашу страну, за армию-победительницу, за наш великий народ.
В победе над немецко-фашистскими захватчиками коллектив завода видел и свой вклад.
Самоотверженный труд предприятия получил высокую оценку правительства.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 г. завод был награжден орденом Ленина. Большая группа работников - орденами и медалями.
В эти дни на завод пришла правительственная телеграмма: «Коллегия Наркомата сердечно поздравляет коллектив с награждением орденом Ленина и большой группы работников завода орденами и медалями Советского Союза.
В результате самоотверженного труда Вашего коллектива завод вырос в мощное предприятие и успешно выполнял задания Государственного Комитета Обороны по выпуску продукции для фронта».
За успехи, достигнутые в социалистическом соревновании в период Великой Отечественной Войны, заводу оставлено на вечное хранение Переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
У коллектива завода заканчивался первый этап его жизни - период военного времени. Вместе со всей страной он приступал к решению новых задач.