Модернизация всего парка Ту-22М3 Воздушно-космических сил России

Источник: 

14 января 2014 г. на сайтах информационных агентств появилось сообщение со ссылкой на ТАСС, что до 2018 г. пройдут модернизацию не 30 стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 ВКС России, как об этом сообщалось ранее, а весь парк машин этого типа. Об этом заявил директор по производству Казанского авиазавода Б. Найшуллер. Это предприятие производило самолеты Ту-22М3 серийно, а сегодня является филиалом ОАО «Туполев» и входит в Объединенную авиастроительную корпорацию России.

Взлет опытного самолета Ту-22М3М борт №9804 с крылатыми ракетами нового поколения Х-32

Взлет опытного самолета Ту-22М3М борт №9804 с крылатыми ракетами нового поколения Х-32
Фото: 4.bp.blogspot.com

На 2015 г. в строевой эксплуатации ВКС России имели 70 самолетов этого типа. Модернизация идет в двух направлениях. Первое предусматривает установку нового комплекса ракетного вооружения с усовершенствованной крылатой ракетой Х-32 (изд. 9-А-2362) с повышенной дальностью полета и улучшенной точностью пуска. Ракета будет иметь улучшенную инерциальную систему управления с коррекцией по рельефу местности и новую активную радиолокационную головку самонаведения. Она будет комплектоваться или ядерной боевой частью ТК-56, или фугасно-кумулятивной боеголовкой. Самолеты с новым комплексом ракетного вооружения обозначаются Ту-22М3М.

Самолет Ту-22М3-01 (изд. «45-03-01») с комплексом СВП-24-22 разработки АО «Гефест и Т» Ту-22М3М борт №37 красный RF-94145, авиабаза Дягилево / Рязань, июль 2012 г.

Самолет Ту-22М3-01 (изд. «45-03-01») с комплексом СВП-24-22 разработки АО «Гефест и Т»

Ту-22М3М борт №37 красный RF-94145, авиабаза Дягилево / Рязань, июль 2012 г.
Фото: Д. Пичугин // www.airforce.ru

Для атаки малоразмерных целей свободнопадающими и управляемыми бомбами в условиях применения противником средств противовоздушной обороны малой дальности или сложного рельефа, требующего маневрирования во время выполнения захода на бомбометание, на самолеты Ту-22М3 устанавливается прицельно-навигационная система СВП-24-22 разработки ОАО «Гефест и Т». Она обеспечивает одиночное автономное наведение самолета на цель с перенацеливанием в полете, групповую атаку цели самолетами соединения с разных произвольных направлений, применение корректируемых авиабомб со спутниковым наведением, измерение координат текущего местоположения, абсолютной высоты и составляющих путевой скорости в автономном и дифференциальном режимах работы по данным от спутниковых навигационных систем, определение высоты цели над уровнем моря по данным о высоте рельефа местности района полета, а также коррекцию счисленных координат по полю рельефа местности в районе полета. Кроме того, она принимает и регистрирует на внешнее запоминающее устройство (ВЗУ) параметрическую информацию, поступающую от прицельно-навигационной системы НК-45, БКО "Урал", бортового регистратора параметров полета, а также информацию, приходящую по мультиплексному каналу от вычислителя СВ-24, бортового локатора ПНА-Д и отображает ее на жидкокристаллических индикаторах в кабине штурмана-оператора.

С установкой системы СВП-24-22 точность навигации повышается в 8-10 раз, бомбометания – в 7-9 раз (по данным разработчика). Самолеты с такой системой получают обозначение Ту-22М3-01.

Контрольно-восстановительный ремонт и модернизация бомбардировщиков Ту-22М3 на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова

Контрольно-восстановительный ремонт и модернизация бомбардировщиков Ту-22М3 на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова
Фото: prav.tatarstan.ru

Бомбардировщики Ту-22М3 ВКС России, которые задействованы в контртеррористической операции в Сирии, уже доработаны установкой системы СВП-24-22. Опыт этой операции также будет учтен при доработке остального парка самолетов.

Подробнее о составе вооружения и вооружения модернизируемых Ту-22М3 можно прочитать в НиТ №10 и 12 2015 г. Параллельно с установкой нового оборудования и вооружения планируется продлять срок эксплуатации модернизируемых Ту-22М3 (а это машины выпуска конца 80-х – начала 90-х гг.) до 35 лет.