Россия сама может закрыть Босфор
В последний день ноября американский новостной канал FOX
News сообщил о решении Турции закрыть проливы Босфор и Дарданеллы.
Общеизвестно, что, согласно условиям Конвенции в Монтре 1936 года, Турция имеет
право заблокировать проливы, лишь вступив в войну.
Поэтому, утверждает FOX News, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган попытался
обосновать свои действия таким образом: «Страна находится под угрозой военной
опасности со стороны России, и принято принципиальное решение закрыть Босфор и
Дарданеллы для всех судов России, находящихся в Черном море и имеющих военное
предназначение не только для Сирии, но и для других стран, заигрывающих с
российской стороной. Соответствующее решение направлено в ООН».
Понятно, что для войны с запрещенной в РФ группировкой «Исламское государство»
(ИГ) закрытие проливов – абсурд. А начало войны с великой ядерной державой
чревато для Турции применением тактического ядерного оружия. Если же страны
НАТО решат поддержать оружием своего партнера по военному блоку, то это
приведет как минимум к локальной ядерной войне на ближневосточном театре
военных действий, а то и к тотальной термоядерной войне.
Однако у самой России есть возможность закрыть черноморские проливы без начала
боевых действий. Неужели господин Эрдоган и его окружение не в курсе, что кроме
противопехотных на вооружении РФ есть и морские мины? Посему даю краткую
справку.
Октябрь 1950 года. Армада американских кораблей, в составе которой были линкоры
и авианосцы, двинулась к северокорейскому порту Воньсань для высадки десанта в
составе корпуса с целью окружить северокорейскую армию. К тому времени Северная
Корея не имела ни боевых кораблей, ни самолетов, а СССР и КНР еще не
вмешивались в конфликт. Десантная операция шла без сучка и задоринки, как на
учениях. Внезапно Пентагон был потрясен невероятной телеграммой от
контр-адмирала Смита: «Американский флот утратил господство на море в корейских
водах…» Янки наткнулись на мины, которые корейцы выставили с рыбацких джонок.
Американцы начали интенсивное траление. Пять тральщиков погибли на минах,
несколько тральщиков и два эсминца получили тяжелые повреждения.
Но главное было в другом: высадка десанта была задержана на 10 с лишним дней.
Все это время корабли с десантом болтались в море вблизи Воньсаня. На
расстоянии всего 300 км от них стояли в полной боеготовности полки
бомбардировщиков Ту-4 и Ил-28, которые могли быть прикрыты сотнями МиГ-15. С
десантным соединением можно было покончить за несколько часов. Но приказа не
последовало… Зато американских морских пехотинцев, набившихся на кораблях
буквально как сельди в бочке, настиг другой враг – дизентерия. Лишь на одном
судне «Марин Феникс» заболели дизентерией в тяжелой форме 750 человек. За эти
10 дней северокорейская армия сумела относительно спокойно отойти, и американцы
с опозданием на две недели вступили в пустой город.
В ходе вьетнамской войны авианосцы США несколько лет совершали массированные
бомбардировки Северного Вьетнама с целью пресечения его коммуникаций. Было
потеряно около 5 тыс. самолетов, но поток оружия на юг не ослабевал, а ПВО
Вьетнама постоянно усиливалась. В 1972 году американцы решили заминировать
вьетнамские воды в районе порта Хайфон. В общей сложности было поставлено 6
тыс. мин, из которых было всего 100 морских (донных МК-36 и МК-52), а остальные
– мины-бомбы типа «Снейкай». Минными постановками север Вьетнама был полностью
блокирован с моря почти на девять месяцев. Лишь после прекращения боевых
действий с помощью советских специалистов был «практически расчищен» проходной
фарватер к порту Хайфон.
В ходе войны в Персидском заливе в январе–феврале 1991 года (операция «Буря в
пустыне») американцы и их союзники так и не сумели высадить морской десант на
юге Ирака из-за минной опасности. Ирак произвел минирование северной части
Персидского залива, особенно на подступах к десантоопасным участкам побережья
Кувейта, выставив оценочно 2 тыс. мин 16 различных типов. В тралении этих мин
приняли участие морские тральщики и вертолеты-тральщики США, Англии, Бельгии и
ФРГ. Всего за январь–февраль 1991 года ими было вытралено 112 мин в основном
советского производства, типа АМД, КМД «Краб». Тем не менее до конца боевых
действий ни одно подразделение союзных войск не было десантировано на берег.
Это было крупнейшее поражение ВМФ США в послевоенный период.
Таков далеко не полный перечень успешного применения морских мин, который можно
продолжить на несколько страниц. Главное же заключается в том, что с 1939 года
морские мины не проиграли ни одной войны. И после окончания любой войны
требовалось несколько лет для того, чтобы вытралить мины, а до этого район
минных заграждений был недоступен для судоходства.
Сейчас постановка мин в Дарданеллах и Босфоре, а также прилегающих водах может
производиться с самолетов и вертолетов, со скоростных катеров, различных
гражданских судов, плавающих под любыми флагами, а также с подводных лодок.
Причем подводным лодкам, в отличие от 1939–1945 годов, не нужно заходить в
район постановок. Они могут выпустить торпеды – носители донных мин на
расстоянии десятков миль от турецких территориальных вод.
Сейчас существуют донные мины, способные самозакапываться в грунт, то есть
недоступные для траления даже водолазам и подводным аппаратам. Есть реактивные
мины, которые ставят на большой глубине, а в момент прохождения вражеского
корабля они стартуют со дна и поражают судно. Есть мины-торпеды, которые можно
поставить на большой глубине и на дистанции в несколько километров друг от
друга. При прохождении корабля или подводной лодки противника мины выпускают
самонаводящиеся торпеды.
Все они, как и другие типы «интеллектуальных» мин, могут приводиться в боевое
положение спустя несколько часов или даже дней после постановки. Подобное
делается для того, чтобы после объявления о постановке мин нейтральные суда
могли спокойно покинуть заминированные воды.
Итак, нравится кому-то или нет, но ключи от черноморских проливов находятся не
только в Анкаре, но и в Москве. Да, для России подобный поворот событий
несколько осложнил бы обеспечение нашей авиагруппировки в Сирии, поскольку
пришлось бы вести подвоз грузов через Гибралтар. Но это не критично. А вот для
судов нечерноморских стран пролив Босфор оказался бы и впрямь закрытым…
Впрочем, вчера РИА Новости, ссылаясь на осведомленный военно-дипломатический
источник, сообщило, что в настоящее время корабли и суда российского ВМФ не
испытывают никаких проблем с выходом из Черного моря и возвращением.