ЦИАМ представил на МАКС-2015 гиперэкспонат - Портал машиностроения
Центральным
экспонатом объединенной экспозиции Национального исследовательского центра
"Институт имени Н.Е. Жуковского" на МАКС-2015 стал демонстратор
модуля водородного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя
(ГПВРД) высокоскоростного гражданского самолета. Демонстратор был создан при
участии ученых и специалистов Центрального института авиационного
моторостроения им. П.И. Баранова в рамках международного проекта по разработке
высокоскоростного экспериментального летательного аппарата HEXAFLY-INT (High
Speed Experimental Fly Vehicles – International), в составе 7-й Европейской
рамочной программы ЕС по развитию научных исследований и технологий. В его
реализации участвуют от России: ЦАГИ (координатор работ по проекту), а также
ЦИАМ, ЛИИ и МФТИ. Евроcоюз в проекте представляют: ESA, Airbus Group, СIRA,
DLR, ONERA, GasDynamics, TechnoSistem, Marotta, ITLR, VKI, TSD Space. В работах
также задействованы университеты Австралии: University of Sydney, University of
Southern Queensland, University of New South Wealth.
Цель проекта HEXAFLY-INT – создание научно-технического задела, необходимого
для разработки пассажирского самолета на водородном топливе, способного летать
на скоростях до М=8. По данным Европейского космического агентства (ESA),
выступающего координатором проекта, перелет самолета, выполненного по такой
схеме, между двумя точками-антиподами на поверхности земного шара должен занять
около 3 часов. К примеру, рейс от Брюсселя до Сиднея на расстоянии 18 734 км
для гиперзвукового самолета массой 400 т по расчетам будет длиться 2 ч 47 мин,
включая участки дозвукового полета протяженность 240 км. При этом будет
израсходовано 181 т водорода, а удельный расход топлива составит 3,23 кг/100
км/пасс. Это вполне сопоставимо с характеристиками современных авиалайнеров.
Удельный расход керосина Boeing 787 Dreamliner, к примеру, составляет около 2,5
л/100 км/пасс. Проверка данной концепции в условиях летного эксперимента
является главной целью проекта HEXAFLY-INT.
Согласно базовой конфигурации, выбранной европейскими партнерами, ЦИАМ
изготовил и испытал демонстратор технологического модуля ГПВРД на водородном
топливе. В ходе испытаний при имитации условий, соответствующих числу Маха
М=7,4, был зарегистрирован положительный аэродвигательный баланс – тяга,
создаваемая двигателем, превышала общее аэродинамическое сопротивление
экспериментального объекта.
"Испытания, проведенные на уникальном стенде Научно-испытательного центра
ЦИАМ, подтвердили, что величина положительной тяги позволит поддерживать
заданную гиперзвуковую скорость полета высокоскоростного гражданского
самолета", – прокомментировал ход работ по проекту заместитель
генерального директора ЦИАМ по аэрокосмическим двигателям Александр Прохоров.
Исследования в рамках проекта HEXAFLY-INT будут продолжаться до декабря 2019 г.
Одна из самых интересных особенностей проекта состоит в том, что он должен
завершиться летным экспериментом, в котором будет задействована ГЛЛ,
масштабированная до размеров испытанного ЦИАМ демонстратора модуля ГПВРД.
Аэродинамическая модель ГЛЛ, изготовленная и испытанная в аэродинамических
трубах ЦАГИ, также была представлена на МАКС-2015. В качестве места проведения
эксперимента рассматривается ракетный полигон на острове Андоя (Норвегия).
Согласно расчетам ESA, испытания ГЛЛ после разгона с помощью ускорителя будет
включать фазу горизонтального крейсерского полета длительностью не менее 7
секунд со скоростью М=7,4 на высоте 31,9 км.