Defense Express News - ТУ-160М2: А БЫТЬ ЛИ «ПТАШКЕ»
26.08.2015 09:30
ТУ-160М2: А БЫТЬ ЛИ «ПТАШКЕ»
Согласно
заявлениям представителей руководства оборонного ведомства России на вооружение
страны в ближайшее время должны поступить новые самолеты дальней
бомбардировочной авиации. С этой целью инициируется проект по созданию
"новой" машины - Ту-160М2, перспективного авиационного комплекса
дальней авиации ПАК ДА, а также проводятся мероприятия по ремонту и
модернизации самолетов Ту-160 и Ту-95. Однако не все так просто на первый
взгляд. Если о модернизации и ремонте еще можно что-то говорить, то с созданием
новых машин дальней авиации, пусть даже на базе всем известного Ту-160, в
России есть проблемы.
Невзирая на амбициозные планы Российской
Федерации относительно обновления воздушного флота самолетов дальней авиации,
на самом деле, ситуация в этом вопросе достаточно сложная. Последнее заявление
заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова в июле 2015 г. относительно
"переноса создания перспективного бомбардировщика дальней авиации - ПАК ДА
в связи с возобновлением производства самолетов Ту-160 уже в новой версии
Ту-160М2", свидетельствует о том, что Кремль срочно пытается решить два
задания. С одной стороны провести модернизацию имеющегося парка самолетов в
кратчайший срок, а с другой - уменьшить расходы на разработку и создание ПАК
ДА, о котором так уверенно говорилось перед началом войны в Украине.
Согласно заявлению Юрия Борисового, оборонное ведомство планирует обновить
производство Ту-160 в новой версии, где фюзеляж и летно-технические
характеристики самолета останутся неизменными, а поменяется лишь внутреннее
оборудование и аппаратура. Производство планируется начать после 2023 г. Новые
машины должны стать в 2,5 разы лучшими, за своих предшественников, получат
новую систему вооружения, (которая позволит применять перспективные крылатые
ракеты и бомбы), безплатформенную инерциальную навигационную систему типа
БИНС-СП, а также новую систему РЕБ с улучшившими тактико-техническими
характеристиками. Однако тут есть некоторая нестыковка. Ведь ранее командующий
ВВС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев заявлял, что 10 машин Ту-160М2 должны
быть выпущены из Казанского завода уже в 2020 г. Всего МО РФ планирует заказать
50 модернизируемых Ту-160.
Но это не самое главное, ведь текущий экономический, технологический и
производственный потенциал России в условиях действия западных санкций в
краткосрочной перспективе не способен потянуть такие значительные проекты, в
том числе возобновление производства самолета дальней авиации нового поколения
Ту-160 в новой версии Ту-160М2. Некоторая модернизация и обновление имеющегося
парка машин вполне возможна, но вот строительство новых…. .
Длительное время отсутствию серийного производства самолетов Ту-160, по причине
расторжения корпоративных и производственных связей при развале СССР, а также
финансовые проблемы в самой России, привели к тому, что последний серийно
произведенный Ту-160 поступил в 121 гвардейский авиационный тяжелый
бомбардировочный полк (аб Энгельс), лишь в 2008 г.. При этом его строительство
было начато еще в середине девяностых.
Говорить о начале серийного производства Ту-160 уже в новой версии, хотя и со
старым внешним видом, пока еще рановато, исходя из существования ряда
значительных производственных проблем:
1. За процесс обновления парка самолетов Ту-160 к версии Ту-160М2
ответственным является Казанский авиационный завод (КАЗ) имени С.П.
Горбунова и ПАТ «Туполева». Однако Казанское авиационное
предприятие на сегодня загружено работами на 100%. После объединения ПАТ
«Туполева» и КАЗ приоритетными направлениями деятельности предприятия стали
ремонт и сервисное обслуживание Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС. Однако завод не успевает
выполнять заказы в соответствии с ранее предусмотренными планами. Так, до конца
2014 г. завод должен был отправить в войска 8 модернизированных Ту-22М3, но,
фактически, отправил лишь 5. При этом до конца 2015 г. КАЗ должен
отремонтировать два Ту-160 и 12 Ту22М3. Кроме того, до 2017 г. завод взял на
себя обязательство выпустить первую глубокую модернизацию бомбардировщика
Ту-22М3. Одновременно с этим КАЗ занимается производством и выпуском машин
Ту-214 и комплектующих для Ил-76МД-90А. При этом в КАЗ есть определенные
трудности со станочным парком. В его технологическом оборудовании есть три
координатных станка. Только недавно заказано в Европе еще несколько пяти
координатных, которые предстоит еще освоить.
2. Сложилась сложная ситуация в сфере организации кооперации с подрядчиками и
субподрядчиками, ведь Ту-160 создавался в рамках кооперации республик прежнего
СССР. Так. компоненты фюзеляжа создавались ВАСО (Воронеж), мотогондола –
Кумертау (Башкирия), отдельные комплектующие и агрегаты, а также части фюзеляжа
в Киеве, Харькове и Ташкенте, электроника - в Ереване и Зеленограде. В
целом это около 700 предприятий прежнего Союза. Из них часть уже не
существует, часть в других странах, а часть уже занимается другой
деятельностью. Налаживание новых кооперационных связей является значительной
проблемой, ведь в РФ производителей отдельных агрегатов и оборудования могут
просто не найти.
3. На сегодня на ответственных за Ту-160 предприятиях уровень подготовки
конструкторского состава является недостаточным для того, чтобы овладеть данным
самолетом, не то, что уже создавать новый.
4. Конструкторская документация к самолетам Ту-160 пока еще в бумажном виде и
на сегодня проводится работа с ее перевода в электронный вид. При этом, по
мнению специалистов это не является необходимостью ввиду того, что много чего
придется переделывать.
5. Существуют проблемы в сфере материаловедения и производства новых
материалов. Практически все российские сплавы достаточно грубые и с большой
долей примесей. Доходит до того, что приходится делать несколько партий из
нескольких плавок, а затем выбирать ту, которая подходит.
6. Существует проблема с производством болтов для крепления компонентов
самолета. Так, в Ту-160 удельный вес обычного болта из сплава Вт6ч составляет
4,43 гр/см3, а единственное предприятие, которое специализируется на подобных
болтах в РФ - Нижегородский завод «Нормаль», на сегодня способно выпускать лишь
болты весом 4,68 гр/см3. Использование таких болтов увеличит вес
Ту-160М2, а это тянет за собой изменения в других характеристиках самолета.
7. В 2016 г. ОАО «Кузнецов» (Самара) планирует выпустить новый обновленный
двигатель НК-32, который устанавливается на самолет Ту-160, однако его
производство, которое было остановлено в 1993 г., должно быть не только
обновлено, но и освоено. В 2010 г. такое решение было принято во время
совещания относительно развития ОПК РФ, при этом необходимый объем инвестиций
составляет 8 млрд рублей. Эти средства предусмотрены в Федеральной целевой
программе «Развития ОПК РФ на период 2011-2020 гг». В 2016 г. планируется
выпустить первые несколько двигателей НК-32, а после этого состоится этап
стендовых испытаний, а затем испытаний на самих самолетах. Однако,
обстоятельства, связанные с длительным временем отсутствию серийного
производства данного двигателя, а также перспективы сокращения финансирования
могут внести свои коррективы в планы. Кроме того, не следует исключать, что
новый/старый двигатель может не оправдать ожидания конструкторов и
производителей.
Как видим, существующий экономический кризис в РФ, обусловленный санкциями ЕС и США за оккупацию Крыма и войну на Донбассе, а также резким падением стоимости нефти на международных рынках, создает существенные риски для российских производителей. Кроме того, проекты, которые при Союзе выполнялись в условиях сложной и достаточно огромной производственной кооперации, современной России не так легко потянуть. В результате чего перспективы реализация амбициозных планов Кремля относительно постройки нового воздушного флота самолетов дальней авиации на замену устаревшему, на сегодня является сомнительными. Скорее всего, РФ ограничится ремонтом и сервисным обслуживанием имеющегося парка самолетов.
Источники:
- Ту-160М2: пропасть или взлет, 5.08.15. ВПК курьер
- КРЭТ оборудует Ту-160М2 новейшими системами навигации 25 августа 2015 г.
Впк.нейм,
- Юрий Борисов: Ту-160М2 будет в 2,5 раза превосходить по эффективности
предшественника, 02.07.15, Arms-expo.ru
- Минобороны: планируется восстановить производство "стратега"
Ту-160, но с другой "начинкой" и системой вооружений, 1 июля.
ИНТЕРФАКС.
- Двигатели для новых Ту-160 изготовят на ОАО «Кузнецов» 04.05.15, Arms-expo.ru